Запись в ДОУ

Управление по образованию
Администрации Рыльского района
Курской области





Актуальные вопросы деятельности школьных библиотек в рамках реализации ФГОС


В апреле состоялось районное заседание МО школьных библиотекарей Рыльского района. Встреча прошла в онлайн-формате и состояла из двух частей. В первой рассмотрели вопрос «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: читательская грамотность. Формирование и заполнение репозитория» (методист МКУ «Рыльский РМК» Залогина О.В., педагог-библиотекарь МБОУ «РСОШ №1 им.Г.И.Шелехова» Харина М.И.), во второй осветили темы «Информационно-методическое сопровождение комплектования школьных библиотечных фондов (методист МКУ «Рыльский РМК» Ткаченко Т.А., руководитель РМО Харина М.И.), «Состояние учебного фонда, обеспеченности, обновления и выбытия учебной литературы в ОУ» (Полищук Г.А. МБОУ «РСОШ №4), «Представление опыта работы» (Сухорукова А.В. МБОУ «РСОШ №5», Жукова А.В. МБОУ «Ивановская СОШ», Хандурина Т.А. МБОУ «Крупецкая СОШ», Борнусова С.В. МБОУ «Щекинская СОШ»).

При рассмотрении вопроса «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: читательская грамотность. Формирование и заполнение репозитория» присутствовали заместители директоров по учебной части базовых школ Рыльского района и специалисты школьных библиотек. Методист МКУ «Рыльский РМК» Залогина Оксана Валерьевна познакомила с приказом Управления по образованию Рыльского района Курской области по распределению предметов между школами по заполнению репозитория.

Педагог-библиотекарь МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им.Г.И.Шелехова» Харина М.И. рассказала о мероприятиях, направленных на формирование читательской грамотности, обратив внимание на заполнение репозитория. Формирование и оценка читательской грамотности предусматривают разработку и реализацию комплексных мер как федерального, так и регионального значения. Следует учитывать в работе такие документы как указы Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г., № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г., результаты международного исследования PISA, ФГОС общего образования. Запланированы и реализуются мероприятия регионального плана по формированию читательской грамотности: актуализация плана работы отделения педагогов-библиотекарей РУМО в части формирования и оценки читательской грамотности школьников, реализация программы ДПП ПК «Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов», сбор лучших практик, создание репозитория информационно-методических материалов, реализация проекта «Читайка» (интерактивное пространство для развития читательской грамотности), оказание консультативной помощи педагогам, проведение областных семинаров и других форм тематических мероприятий, участие в мероприятиях муниципального уровня, проведение областного читательского конкурса «Край мой курский, соловьиный» для обучающихся 8-9 классов, реализация просветительской программы «Родительский университет семейного чтения». Работа над читательской грамотностью предполагает формирование читательских умений по нахождению, извлечению, интегрированию и интерпретированию информации, осмысливанию и оцениванию содержания и формы текста, использованию информации из текста. Каждый учитель должен научить этому детей. Создание репозитория информационно-методических материалов предполагает наполнение специально созданного хранилища материалами по всем предметам и классам: классы распределены на региональном уровне, предметы в муниципалитетах. За каждой школой приказом закреплен определенный предмет, по которому необходимо подбирать материалы и формировать репозиторий библиотекарю в тесном сотрудничестве с учителями. Отделение педагогов-библиотекарей РУМО будет заниматься экспертизой материалов Репозитория и составлением методических материалов для педагогических работников. Для заполнения репозитория можно использовать библиографические списки рекомендуемой литературы, полнотекстовые документы для создания составных текстов, формируя материалы из разных УМК, художественной литературы, изучаемой в рамках образовательной программы, справочной литературы, периодических изданий, справочных запросов в библиотеки Минкультуры. Составленный материал для репозитория необходимо загружать в облачное хранилище, ссылку поместить в отчет по сбору данных по каждой школе. Следует обратить внимание на используемые тексты: при составлении заданий учителям надо больше работать с нелинейными текстами -  несплошными и составными.

Для примера Харина Мария Ивановна предложила обратиться к сформированным ею материалам репозитория по литературе 8 класса, которые загружены в облачное хранилище и получили одобрение регионального куратора, старшего преподавателя ОГБОУ ДПО «Курский институт развития образования» Булавкиной И.В. Данные материалы предложены для образца всем районам Курской области. Для оформления был выбран вордовский документ, так как потом с ним легче работать и учителю, и ребёнку: уже все готово для преобразования, не надо переводить из ПДФ, можно взять нужную часть текста и вставить в составляемое задание. Каждый документ сопровождается рабочей ссылкой, чтобы учитель мог воспользоваться первичными материалами. Педагогический коллектив школы может помочь, поделившись накопленным банком материалов по предметам, подобрав ссылки по определённой теме и передав всё библиотекарю для систематизации и обработки. Для быстрого сбора информации можно подключить учителей разных школ и передавать ссылки библиотекарю, курирующему предмет в своей школе для обработки и оформления. При такой организации реально наполнить репозиторий и качественно, и количественно. По вопросам формирования читательской грамотности предусмотрены консультации с Булавкиной И.В. в Skypei.v.bulavkina (еженедельно, по вторникам, с 10.00 до 15.00 часов). На сайте ОГБУ ДПО КИРО представлена «Читательская грамотность» в разделе «Функциональная грамотность», где есть полнотекстовая база данных (статьи, информационно-методические материалы, практические разработки и библиографический список источников по теме).

Во второй половине заседания участники мероприятия познакомились с требованиями действующих нормативных правовых актов, регламентирующих состав и порядок оснащения библиотечных фондов общеобразовательных организаций, рассмотрели особенности формирования совокупного библиотечного фонда общеобразовательной организации. Методист районного объединения Ткаченко Татьяна Алексеевна обратила внимание на рекомендации комитета образования и науки Курской области об освоении средств субвенции на учебные расходы в 2022 году, на формирование заказов на 2022-2023 учебный год.

Руководитель РМО школьных библиотекарей Харина М.И познакомила с методическими рекомендациями по пополнению фондов образовательной организации, реализующей основные образовательные программы общего образования, которые помогут организовать эффективную работу, направленную на пополнение фондов школьных библиотек. Мария Ивановна напомнила, что следует обращаться к действующему Федеральному переченю учебников, утверждённому приказом Минобрнауки России (актуальная информация о федеральном перечне учебников размещена на сайте www.fpu.edu.ru). На данном интернет-ресурсе можно ознакомиться с экспертными заключениями на учебники, включёнными в федеральный перечень, и оставить свои замечания по вопросам, связанным с качеством учебных материалов. В целях формирования качественного библиотечного фонда необходимо учитывать «Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ» (приказ Минобрнауки России № 699 от 09.06.2016 года), «Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации», «Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации» (от 14.04.2016 г. № 08-709 «О списках рекомендуемых произведений»), Федеральный Закон от 25.07.2002 г. № 144 «О противодействии экстремистской деятельности». Документы, включенные в перечень экстремистских материалов, приобретать запрещено, при выявлении в фонде их следует изымать из доступа. Образовательная организация самостоятельно определяет и утверждает список учебников из числа входящих в Федеральный перечень учебников и учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, в соответствии с своей образовательной программой (273-ФЗ, ст. 18, ч. 4; ст. 28, ч. 9). Норматив обеспеченности обучающихся учебниками составляет не менее одного учебника или учебного пособия в печатной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО, р.3, п. 26). Документами библиотечного фонда имеют право пользоваться педагогические работники, поэтому допустимо приобретать научную литературу, профессиональные периодические издания и документы для данной целевой группы читателей (273-ФЗ, ст. 47, ч. 3, п. 7). Конкретные сроки использования документов библиотечного фонда закрепляются локальными актами школы (положение о библиотечном фонде или положение об учебном фонде, положение об основном фонде). Рекомендуемые сроки использования документов учебного фонда – не менее 5 лет, основного – не менее 20 лет.

Библиотекарь МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №4» Полищук Галина Александровна рассказала об обеспеченности и выбытии учебной литературы в ОУ. Основанием для исключения документов служат анализ состава библиотечного фонда и результаты его проверки. Списание производится по причинам ветхости, дефектности, устарелости по содержанию, утрате документа.  Акт о списании документов из библиотечного фонда с прилагаемыми первичными учетными документами о направлении выбытия исключенных документов являются основанием для внесения изменений в бухгалтерский учет библиотечного фонда. 

Педагог-библиотекарь Сухорукова Алла Владимировна МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа №5», библиотекари Жукова Александра Витальевна МБОУ «Ивановская СОШ», Хандурина Татьяна Алексеевна МБОУ «Крупецкая СОШ», Борнусова Светлана Викторовна МБОУ «Щекинская СОШ» поделились опытом работы, рассказав о проводимых мероприятиях. Сегодня креативность библиотекаря, творческая способность принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, - двигатель на пути становления личности ребёнка.





Просмотров:208 | Добавил:Управление



Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]





Уважаемые посетители сайта! Обращаем Ваше внимание! На нашем сайте в разделе «Независимая оценка» размещена рубрика «Мнение граждан о качестве образовательной деятельности», где Вы можете оставить отзыв или выразить свое мнение о качестве образовательной деятельности организаций, расположенных на территории Рыльского района Курской области.

Поделиться

Категории раздела

Календарь

Статистика


    Онлайн всего: 26
    Гостей: 26
    Пользователей: 0

Рождение ребенка

Международное похищение детей

Запишите детей в первый класс через Госуслуги

Флагманы образования