Как будет развиваться сельская школа | |
7–8 ноября
2019 года в Белгородской области проходил IV Всероссийский съезд сельских
учителей «Сельская школа
как фактор развития сельских территорий». На нем обсуждались актуальные вопросы
сохранения и развития сельских школ, повышения профессионального уровня педагогических
работников, а также была представлена стратегия реализации программы «Земский учитель». На съезде выступила Министр просвещения России Ольга Юрьевна Васильева. Она обозначила главные
проблемы сельских школ и пути их решения. Одна из таких
проблем сельской школы - учительские кадры. По данным Минпросвещения России, сегодня в стране насчитывается
42 тысячи школ, из которых 26 тысяч – сельские. В них работает 470 тысяч учителей, 23 % их них достигли пенсионного возраста, а 19%
к нему приближаются. Через 10 лет доля учителей
до 29 лет в стране будет составлять всего 5,9 %. По словам Министра, решить проблему с молодыми учителями «очень
сложно», и дело здесь не в низких зарплатах,
а в том, что выпускники просто боятся идти в школу. Как рассказала
Ольга Юрьевна, из 73 тысяч, принимаемых ежегодно на бюджетные места на педагогические специальности,
«до последнего курса доходит половина,
а из той половины, которая заканчивает успешно вуз, ровно 30% приходят в школы». Что
предлагает Министерство просвещения? Министр отметила,
что одна из мер по привлечению молодых специалистов – законодательно разрешить студентам вести занятия у
школьников, а их наставниками получают возможность стать педагоги, которые сейчас
уже в зрелом возрасте. О.Ю. Васильева считает, что в педвузах нужно вернуть тот
объем практики, который был в советское время. Примечание. В Госдуму прошел первое чтение законопроект о внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального
закона об образовании в РФ, предусматривающий
допуск студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования к осуществлению
в течение периода прохождения ими обучения
к образовательной деятельности в образовательных организациях, которые реализуют основные и дополнительные общеобразовательные
программы. Другой мерой,
с которой Министерство связывает большие надежды по решению кадровой проблемы, является
реализация с 10 января 2020 года программы «Земский
учитель», на которую будет выделено из федерального бюджета около 4 млрд рублей. Согласно программе
предусмотрена освобожденная от налогообложения единовременная
компенсационная выплата в размере 2 млн рублей для регионов Дальнего
Востока и 1 млн рублей - для всех остальных.
Деньги учителя смогут потратить, например, на строительство жилья или другие нужды. В программе могут участвовать
учителя до 55 лет. Поэтому, как считает О.Ю.Васильева, программа станет стимулом
для привлечения в сельскую местность и молодых, и опытных педагогов, что позволит
привлечь в села и малые города примерно четыре тысячи педагогов. Следующим
направлением, по мнению руководителя ведомства, является повышение квалификации педагогических кадров. В рамках нацпроекта «Образование» реализуется федеральный
проект «Учитель будущего», согласно которому
50% учителей должны пройти персональную
переподготовку. Министр считает,
что педагог, чтобы творчески развиваться,
должен проходить качественную переподготовку раз в три года.
А для этого необходимо восстановить методическую
службу, вдохнуть новую силу в институты повышения квалификации и институты развития
образования, чтобы разговор о наставничестве был не просто разговором, а реально
системной работой, чтобы привлекать молодых,
ощущать наставнический подвиг и заниматься качественным образованием. «Молодые люди будут работать и иметь
возможность заявить о себе, а педагоги с опытом - стать наставниками«,
- отметила О.Ю.Васильева. По её словам в последние годы мы растеряли этот опыт. Сейчас в сельской
местности живут около 26 миллионов человек. В селах учатся около 3,8 миллиона детей.
Поэтому одним из направлений в рамках нацпроекта
является обеспечение
равного доступа к качественному бесплатному образованию детей в отдалённых районах. Для этого Минпросвещения запущен проект «Точка роста», предполагающий создание
технологических центров для школьников в сёлах и малых городах. В рамках этого проекта
школы получат высокоскоростной интернет,
чтобы ученики могли пользоваться электронными образовательными платформами,
как федеральными, так и региональными, а учителя, работая с цифровой образовательной
средой, могли погрузиться в новые технологии. «Мы очень хотим, чтобы дети, которые живут в отдалённой местности, сельских
населённых пунктах и малых городах, имели равный доступ к бесплатному качественному
образованию», – заявила Министр. О.Ю.Васильева также коснулась и таких вопросов как заработная
плата и бюрократическая нагрузка на учителя. По вопросу
зарплаты учителей Министр напомнила, что строго гарантированная часть зарплаты
учителя, которая исходит из 18-часовой ставки,
должна составлять 70% и только 30% отводиться на
поощрения, отметив, что сейчас этот вопрос прорабатывается с регионами. На тему чрезмерной
отчётности, глава ведомства сообщив, что
законопроект, в котором чётко прописаны четыре документа, с которыми должен
работать учитель: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, журнал
и электронный дневник, в
настоящее время находится «на заключительной стадии согласования». На съезде были высказаны предложения по развитию сельских
школ, которые будут рассмотрены Минпросвещения России. | |
Просмотров:284 | Добавил:Управление |
Всего комментариев: 0 | |